Зачем и какое искусство нужно нам сегодня?

Все события

17 октября в Левашовском Хлебозаводе прошла лекция «Зачем и какое искусство нужно нам сегодня?». Спикером стал Иван Чечот — кандидат искусствоведения, руководитель сектора истории и теории изобразительного искусства и архитектуры Российского института истории искусств, автор многочисленных научных работ по истории искусства Нового и Новейшего времени, в том числе книги «От Бекмана до Брекера: статьи и фрагменты» (премия С. Курехина). 


Делимся фрагментами рассуждений Ивана Дмитриевича.

Виды отношений с искусством

➤ Первый вид — случайная встреча. Когда вы даже еще не знаете, с кем и с чем вы встретились, что вас взволновало. Вы даже еще не знаете, что это искусство — а уже столкнулись с ним. Между прочим, так происходят самые важные встречи в жизни. 

➤ Второй вид. Вы, оказывается, уже делаете искусство. Вы чуть-чуть художник, творческая единица, но пока этого не осознаете. Пройдет много времени, и вам объяснят, что в детстве вы были маленьким художником. А еще вы были художником, когда делали ремонт и когда разбивали свой садик.

➤ Третий вид отношений к искусству — регулярные встречи с искусством, на лбу которого написано, что это искусство. Вы с ним оказываетесь в одном пространстве, у вас совместное с ним времяпровождение. Вот видите музей и идете туда, ходите там, что-то там рассматриваете. Потом еще музей, другой музей. Вы еще не знаете, искусство вам всегда нравится или не всегда, вы его понимаете или не понимаете. Но вам нравится находиться там, где оно находится. По непонятной причине.

➤ Четвертый вид. Я бы его назвал доместикацией искусства — приручение и размещение его у себя в доме. Вот вдруг оно у вас в доме, и вы даже им владеете. 

➤ Наконец, вы можете что-то собирать. Сначала маленькое, потом побольше. Каждый по себе выбирает предмет. У этой доместикации искусства есть определенные границы. 

➤ Еще один вид отношений с искусством: приобретаю — продаю, продаю — приобретаю. И тем самым наконец включаюсь в искусство внутренне. Ведь искусство — это не только вещи, это процесс. Процесс изготовления, реализации, бытования вещей. Вы поднимаетесь выше и понимаете, что искусство — это не только фетишизированные высокоценные предметы, это процесс, это история, это жизнь, это страсть. А страсть нигде так не дает себе проявиться, как на рынке.


Зачем нужно искусство?

➤ Зачем искусство? Зачем приобретенное искусство? Сначала предложу вам циничные ответы. Во-первых, для интерьера, для «оживляжа»: «Что-то пустовато как-то, может, что повесить?..». 

➤ Второе — для самовыражения. Стены белые, нужно что-то повесить. Как повесил — так выразился. Потом, может быть, разочаровался в этом — другое повесишь. Это самовыражение есть, с моей точки зрения, способ самоидентификации. Вот я повесил Мэрилин Монро работы Энди Уорхола или Боттичелли, какую-то мрачную картину или графику — и идентифицировался с самим собой.

➤ Третий момент — для совместной жизни. Какое-то произведение искусства или его заменитель в принципе предназначены для совместной жизни. 

➤ Четвертый момент — для обозначения нашей связи с искусством, к которому на самом деле мы имеем косвенное отношение. Ты не художник, не критик и даже не работаешь в техническом отделе какого-нибудь выставочного зала. Никакого отношения к искусству, кроме самого общего, но тебе хочется обозначить свое отношение к нему. 

➤ Пятый пункт — для размещения капитала в наиболее культурной форме. Через культурную форму можно оправдать любое богатство.

➤ Шестой пункт. Искусство нужно для маркированного времяпровождения. Причем не всем понятно содержание этой марки. Для всех окружающих загадка, что вы, собственно, в этом нашли. Может, и для вас это тоже загадка. Каждый человек сам для себя большая загадка. Труднее всего всегда сказать, чего я сам хочу, что мне действительно нужно. Но бывает, что мне нужно, чтобы люди видели, что у меня есть маркированное времяпровождение, которое для них таинственно. Это повышает интерес к нам. В то же время такое времяпровождение позволяет искусству стать темой для коммуникации и через эту коммуникацию приобрести друзей, единомышленников.

➤ Седьмой пункт — искусство вообще у многих для работы, для заработка, для карьеры и для всего прочего. 

➤ Восьмое. Ты уже работаешь в искусстве и льстишь себе мыслью, что отношения ваши — это отношения обоюдного интереса. Вот дошел ты вдруг до того, что искусство тебе нужно, чтобы от него — от искусства, во многом превратившегося в рутину — отталкиваться в поисках самого себя, как иногда говорят, в поисках другого искусства, радикально другого.


Искусство — символ свободы или стабильности?

Я вспоминаю себя в детстве — получилось, что искусство окружило меня со всех сторон. Это была некая готовая интеллигентная культурная среда и ее репертуар времяпровождения. Родители пошли в филармонию, в Мариинский театр, почтальон принес журнал «Знамя». На тебя надевается такой «костюм», и искусство нужно как некая устойчивая, стабилизирующая тебя культурная форма. Со временем ты примеряешь разные костюмы — более широкие, более свободные. И всякий раз ты радуешься, что они хорошо сидят на тебе. 

Искусство нужно как свободное творчество. Не прикладное, с той или иной функцией, не продолжение той или иной технологии. Свободное искусство, а не порождение системы отношений внутри отрасли (производителей, потребителей, дистрибьюторов, рефлексирующих). 



Что такое искусство?

Вообще через всю историю искусства проходят различия, противоречия неразрешенные. В древности думали, что искусство — это просто техника. Потом, примерно в эпоху Фидия в V веке до нашей эры, стали говорить так — есть технически совершенно выполненные вещи, а вот есть художественное произведение. Вот такое произведение, как «Зевс» Фидия. Почему оно так захватывает? Почему кажется, что на тебя смотрит сам бог? Потому что у Фидия какая-то техника особенная? Нет. Потому что он художник.

Потом полагали, что искусство — это ремесло, это технология, потом стали говорить — нет, вот ремесленник, вот художник. Сначала думали, что любое украшение, украшательство, тяга к красоте — это и есть проявление тяги к искусству. Потом выяснилось, что художественные произведения отнюдь не самые красивые вещи на свете. Произведения искусства могут быть и скромными, а иногда даже уродливыми, но это настоящие произведения искусства.

Дальше думали, что главная задача искусства — иллюстрировать легенды, мифы, пересказывать в картинках сюжеты и воплощать идеи морали, политики. Потом назвали все это пропагандой и агитацией, иллюстративным искусством. Но искусство — это не пропаганда и агитация.

Одно время говорили, что искусство — это система всяких ограничений, правил, алгоритмов, законов, логики — художественной, поэтической. Потом стали говорить, что искусство — это свобода.

В современном искусстве вроде бы есть уже и то, и другое. Вроде бы свобода есть и вроде бы стабильность есть. Потому что в общем современное искусство давно уже мало что изобретает — по кругу ходит, комбинирует, оттеняет. И что получается? Получается большая кастрюля, в которой некая сила помешивает, а помешивает она некую эклектику. И эта эклектика опирается на стабильность рамки. Рамки и рыночные, и организационные, и идейные. 

Искусство станет служебным, имперсональным, оно станет знаковым способом технического воспроизводства и распределения идей, а также средством тотального подчинения так называемой действительности гештальту, униформе современности. 


→ Запись лекции смотрите в сообществе ярмарки 1703 в ВКонтакте.